Когда стоит продавать акции?

Опубликовано: 10 Декабрь 2021

Многие начинающие инвесторы совершают схожую ошибку – продают акции, как только они дорожают. А если рост стоимости продолжается, корят себя за то, что не смогли удержать их дольше. Универсальной формулы, которая позволила бы рассчитать подходящее время, не существует. Но и полагаться только на случай или руководствоваться эмоциями не стоит. Эксперты финансового портала Выберу.ру предлагают несколько правил, которые позволят продать акции максимально выгодно.

Когда стоит продавать акции?

 

Возможные сценарии

Самые частые ситуации, в которых инвестор вынужден принимать решение о продаже акций:

  1. Не планирует получать дивиденды. В этом случае целесообразно продать ценные бумаги до «отсечки» – закрытия реестра акционеров. Даты отсечек в большинстве российских компаний приходятся на март–июль. После этого стоимость акций обычно снижается.
  2. Финансовые показатели компании упали. Инвестор может узнать о проблемах из отчётности, которая публикуется на официальном сайте эмитента и в других открытых источниках. Отслеживайте как минимум собственный капитал, чистую прибыль и долгосрочный долг – если они снижаются, как и стоимость акций, наступило время продажи.
  3. Горизонт инвестирования достигнут. На старте вложений инвестору важно прописать цели и горизонт планирования. Если последний достигнут, даже если стоимость акций не «доросла» до предполагаемой, их лучше продать. Прописывать план лучше по акциям каждой компании в отдельности. Но если инвестор занимается не спекулятивными сделками, а нацелен на долгосрочное инвестирование, горизонт планирования можно увеличить, когда у компании есть предпосылки к росту.
  4. Нужно изменить структуру инвестиционного портфеля – сделать ребалансировку. Представим, что с самого начала инвестор собрал в портфеле по 50% облигаций и акций. Со временем стоимость последних выросла, и теперь портфель стал высокорисковым. Чтобы сбалансировать активы, можно продать самые подорожавшие акции.
  5. Инвестор нуждается в деньгах. Это та причина, которая заставляет держателя акций продавать их, причем не всегда по выгодной цене. Выбирать стоит те бумаги, которые достигли целевых значений или приближаются к этому, но в идеале до начала инвестирования иметь финансовую подушку.
    1. В компании исчезли фундаментальные драйверы роста, нет предпосылок к развитию.
    2. Ухудшилась ситуация в отрасли в целом, если компания зависит от отраслевых факторов. Пример – «Норникель» (подробнее тут https://www.vbr.ru/investicii/akcii/gmkn/). Всего за 6 дней, начиная с 16 ноября 2021 года, стоимость акции снизилась на 776 руб. Рост ценных бумаг этой сырьевой компании возможен только при повышении цен на металлы и валюту, поэтому важно правильно определить момент продажи.
    3. Произошёл форс-мажор – чаще затрагивает компании, но иногда и целые отрасли, может возникать на фоне политических или техногенных событий.
    4. Бизнес компании идёт на дно – дивиденды не выплачиваются, ухудшается отчётность, происходят кадровые перестановки, нет новых разработок и выпуска товаров, растёт закредитованность.

Есть ещё несколько факторов, указывающих на то, что ценные бумаги нужно продать. Например, переоценённость компании. Один из самых популярных показателей для расчёта – мультипликатор P/E, служит для оценки инвестиционной привлекательности эмитента. Его нужно сравнивать со средним по отрасли – чем ниже, тем лучше.

Насторожить должен и принудительный выкуп акций. Buyback – спорный момент, поскольку может говорить о том, что эмитент решил повысить котировки, но и сигнализировать об ухудшении дел в компании. После такого финансового «допинга» курс может резко упасть.

Как определить время для продажи акций

Есть несколько сигналов, которые помогут понять, что пришло время продать акции:

Все проблемы внутри компании отражаются на основных мультипликаторах. Если есть явная отрицательная динамика, нет предпосылок к улучшению ситуации, не стоит ждать чуда – продавайте акции, не дожидаясь серьёзного падения котировок.

Иногда к снижению стоимости ценных бумаг приводят не совсем объективные причины. Подобное случилось с акциями компании KraftHeinz – после нескольких десятков лет относительной стабильности они подешевели всего за год на 40% из-за моды на ЗОЖ: инвесторы не захотели вкладываться в компанию, которая выпускает на рынок продукты с канцерогенами и опасными добавками.