Многие начинающие инвесторы совершают схожую ошибку – продают акции, как только они дорожают. А если рост стоимости продолжается, корят себя за то, что не смогли удержать их дольше. Универсальной формулы, которая позволила бы рассчитать подходящее время, не существует. Но и полагаться только на случай или руководствоваться эмоциями не стоит. Эксперты финансового портала Выберу.ру предлагают несколько правил, которые позволят продать акции максимально выгодно.
Возможные сценарии
Самые частые ситуации, в которых инвестор вынужден принимать решение о продаже акций:
- Не планирует получать дивиденды. В этом случае целесообразно продать ценные бумаги до «отсечки» – закрытия реестра акционеров. Даты отсечек в большинстве российских компаний приходятся на март–июль. После этого стоимость акций обычно снижается.
- Финансовые показатели компании упали. Инвестор может узнать о проблемах из отчётности, которая публикуется на официальном сайте эмитента и в других открытых источниках. Отслеживайте как минимум собственный капитал, чистую прибыль и долгосрочный долг – если они снижаются, как и стоимость акций, наступило время продажи.
- Горизонт инвестирования достигнут. На старте вложений инвестору важно прописать цели и горизонт планирования. Если последний достигнут, даже если стоимость акций не «доросла» до предполагаемой, их лучше продать. Прописывать план лучше по акциям каждой компании в отдельности. Но если инвестор занимается не спекулятивными сделками, а нацелен на долгосрочное инвестирование, горизонт планирования можно увеличить, когда у компании есть предпосылки к росту.
- Нужно изменить структуру инвестиционного портфеля – сделать ребалансировку. Представим, что с самого начала инвестор собрал в портфеле по 50% облигаций и акций. Со временем стоимость последних выросла, и теперь портфель стал высокорисковым. Чтобы сбалансировать активы, можно продать самые подорожавшие акции.
- Инвестор нуждается в деньгах. Это та причина, которая заставляет держателя акций продавать их, причем не всегда по выгодной цене. Выбирать стоит те бумаги, которые достигли целевых значений или приближаются к этому, но в идеале до начала инвестирования иметь финансовую подушку.
- В компании исчезли фундаментальные драйверы роста, нет предпосылок к развитию.
- Ухудшилась ситуация в отрасли в целом, если компания зависит от отраслевых факторов. Пример – «Норникель» (подробнее тут https://www.vbr.ru/investicii/akcii/gmkn/). Всего за 6 дней, начиная с 16 ноября 2021 года, стоимость акции снизилась на 776 руб. Рост ценных бумаг этой сырьевой компании возможен только при повышении цен на металлы и валюту, поэтому важно правильно определить момент продажи.
- Произошёл форс-мажор – чаще затрагивает компании, но иногда и целые отрасли, может возникать на фоне политических или техногенных событий.
- Бизнес компании идёт на дно – дивиденды не выплачиваются, ухудшается отчётность, происходят кадровые перестановки, нет новых разработок и выпуска товаров, растёт закредитованность.
Есть ещё несколько факторов, указывающих на то, что ценные бумаги нужно продать. Например, переоценённость компании. Один из самых популярных показателей для расчёта – мультипликатор P/E, служит для оценки инвестиционной привлекательности эмитента. Его нужно сравнивать со средним по отрасли – чем ниже, тем лучше.
Насторожить должен и принудительный выкуп акций. Buyback – спорный момент, поскольку может говорить о том, что эмитент решил повысить котировки, но и сигнализировать об ухудшении дел в компании. После такого финансового «допинга» курс может резко упасть.
Как определить время для продажи акций
Есть несколько сигналов, которые помогут понять, что пришло время продать акции:
Все проблемы внутри компании отражаются на основных мультипликаторах. Если есть явная отрицательная динамика, нет предпосылок к улучшению ситуации, не стоит ждать чуда – продавайте акции, не дожидаясь серьёзного падения котировок.
Иногда к снижению стоимости ценных бумаг приводят не совсем объективные причины. Подобное случилось с акциями компании KraftHeinz – после нескольких десятков лет относительной стабильности они подешевели всего за год на 40% из-за моды на ЗОЖ: инвесторы не захотели вкладываться в компанию, которая выпускает на рынок продукты с канцерогенами и опасными добавками.