ОДИН КРУПНЫЙ ИГРОК ПОБЕЖДАЕТ СОТНЮ МЕЛКИХ
Вернёмся к нашему примеру. Представим себе, что мы продали остаточные 400 акций дороже номинала – по 1 200 р. Из этой суммы 1 000 р. пойдут в уставный капитал, а 200 р. – в учредительскую прибыль. Она будет равна 80 000 р. Этими деньгами общество может распоряжаться по своему усмотрению.
Представим себе, что дела у нас пошли хорошо. Через год после начала производственной деятельности чистая прибыль составила 200 000 р. На собрании акционеров решается вопрос: что с ней делать? Молодые акционеры хотят её вложить в расширение производства, дескать, нам нужно захватывать рынок и промедление в этом вопросе недопустимо. Но их более опытные товарищи настроены более осторожно.
Часть средств они также хотят реинвестировать, но в то же время часть средств направить в резервный фонд, а часть – на выплату дивидендов. Делать сбережения, – говорят они, – просто необходимо, мало ли чего случиться. В то же время нужно как-то и себя вознаградить. Поэтому собрание принимает решение:
100 000 р. реинвестировать в основное производство, 50 000 р. направить в резервный фонд, а 50 000 р. – на дивиденды.
Владелец одной акции получит, таким образом, 50 р. дивидендов.
В этом фрагменте есть один вопрос, который с нашей точки зрения очень важен. Это вопрос о сбережениях. К сожалению, многие молодые люди не придают этому вопросу должного внимания. Они тратят всё, что зарабатывают. Они считают, что молодость, удача и кураж продолжаются бесконечно. Но это не так. Рано или поздно наступают трудные времена. И вот тогда в дело вводятся резервы – сбережения. Эту простую истину раньше всех понял Юлий Цезарь. Поэтому он и разбил Гнея Помпея в битве при Фарсале. В решающий момент Цезарь бросил в бой совершенно свежие когорты, которые решили исход сражения. Мы все метим то ли в Наполеоны, то ли в Цезари, но учиться у них не хотим. Без конца вкладывать деньги в производство – это идти кратчайшей дорогой к разорению. Американская автомобилестроительная корпорация «Крайслер» в 70-е годы XX века уверенно двигалась к банкротству, вкладывая все деньги без остатка в производство огромных и прожорливых машин и совершенно не заботясь о качестве. Исламская революция и нефтяной кризис 79-го года было поставили на ней крест, да, как говорится, не было счастья, да несчастье помогло. Как раз в это время председатель совета директоров корпорации
«Форд» Генри Форд II по личным мотивам уволил Ли Якокку – президента корпорации, крёстного отца «Мустанга», наверное самого талантливого менеджера за всю историю американского автомобилестроения. Обиженного Якокку подобрал «Крайслер». Руководство компании ему сказало: мистер Якокка, делайте что хотите, но спасите нашу компанию. Якокка в который раз блеснул талантом управленца и за каких-то пару лет задал всем такой трёпки, что основным конкурентам «Крайслера» – «Форду» и «Дженерал Моторс» мало не показалось.
Однако, нуждаясь в деньгах для проведения масштабной программы реконструкции, новый глава «Крайслера» начал продавать всё, что не было связано с автомобилями и могло хоть как-то пополнить оскудевший бюджет. В том числе танковый завод, приносивший ежегодно 60 млн. долл. прибыли и готовившийся к производству новых по тем временам танков М1 «Абрамс». Вот к чему приводит отсутствие сбережений.
А теперь поговорим о собрании акционеров. Оно собирается раз в год, чтобы выслушать отчёт правления о результатах основной производственной деятельности, а также принять наиболее важные решения. Если один из акционеров имеет контрольный пакет акций, то он может провести на собрании любое угодное ему решение. В большинстве случаев контрольный пакет «де юре» – это 50% плюс 1 акция.
Однако в реальной жизни контрольный пакет «де факто» – это гораздо меньше. Известен такой случай.
В 1956 году упомянутая нами выше компания «Форд», бывшая до того семейным предприятием, стала корпорацией, то есть, акционерным обществом. В руках семьи Фордов оказалось только 12% акций. А в руках самого инициативного и одарённого из этой семьи – Генри Форда II, внука того самого Генри Форда, – всего 3% от общего количества всех акций. Однако этого ему хватило для контрольного пакета. Вы хотите нас спросить, как это может быть? Дело тут вот в чём. На семейном совете слово Генри было решающим. Если кто-то начинал ему перечить, то он, подобно отцу Фёдору из «Двенадцати стульев», мог ударить кулаком по столу. Стачало тихо, а потом сильно … Остальные члены семьи в автомобилях не разбирались и бизнесом не интересовались. Мужская половина семьи вела жизнь плейбоев, а женская – плейгёрлов, если так можно выразиться. На Генри они молились как на икону, потому что понимали, что только он способен удержать «Форд» на плаву. Поэтому 3% Форда-младшего автоматически превращались в 12% всей семьи.
Дальше – больше. Остальные 88% акций были разбросаны между высшим менеджментом компании, а также между огромным количеством поставщиков сырья и полуфабрикатов, автомобильных дилеров и инвестиционных банков. К Фордам все они были настроены более чем лояльно. Поэтому получить большинство на собрании акционеров было для Генри делом, в общем-то, пустяковым. Недаром он просидел в кресле президента пятнадцать, а в кресле председателя совета директоров – двадцать лет. Но даже если предположить, что голоса акционеров разделились бы поровну, то тогда 56% было бы «за», а 44% – «против». Чтобы завалить инициативу Форда, мелким акционером нужно было бы сговориться. А это было физически невозможно. Вам, уважаемый читатель, следует знать одну истину:
На фондовом рынке один крупный игрок побеждает сотню мелких.
Как говорил Наполеон, стадо баранов, которыми будет командовать лев, одержит верх над стадом львов, которыми будет командовать баран. Хотите, верьте – хотите, нет, но на рынке это правило работает. И притом весьма чётко.Помимо номинальной стоимости, акция имеет ещё и балансовую и рыночную стоимость.Поговорим о каждой из них по порядку.
Балансовая стоимость показывает, какой количество собственных активов корпорации приходится на одну акцию. Это очень важный показатель. Некоторые экономисты называют его реальной стоимостью акции. И с этим нельзя не согласиться.
Представим себе, что с момента основания нашей мини-корпорации по пошиву верхней одежды прошло три года. Генеральный директор хочет выяснить, каким капиталом обладает общество? Под термином «капитал» мы понимаем здесь общую оценочную стоимость всех активов общества – материальных и нематериальных, в числе которых движимое и недвижимое имущество, денежные средства и т.д. В настоящее время под словом «капитал» мы подразумеваем в основном деньги. Однако так было не всегда.
Если бы сто лет назад в приличном обществе вы бы произнесли слово «капитал», то, скорее всего, ваши собеседники подумали бы, что вы говорите о фабриках, заводах, земле … Недаром первыми декретами Советской власти были декреты о земле и о национализации промышленности. Власть – рабочим! Землю – крестьянам! Капитал – тем, кто его создаёт! В реальности, к сожалению, эти обещания не были выполнены. Власть оказалась в руках партийной бюрократии, земля – в собственности государства, а слово «капитал» стало употребляться исключительно как название научного труда Карла Маркса. Но это уже другая история. Вспоминается следующий фрагмент из пьесы Бабеля «Закат»:
«У р у с о в (читает очень картаво). «… Согласно каковым пунктам,уступаю в полную собственность Фомину Василию Елисеевичу извозопромышленное заведениемое в составе, как поименовано …»
П я т и р у б е л ь. Фомин, ты понимай, паяц, каких коней забираешь! Кони этимиллион пшеницы отвезли, они полмира угля перетаскали. Ты от нас всю Одессу с этими конями забираешь ...
У р у с о в. «… А всего за сумму двенадцать тысяч рублей, из коих треть при подписании сего, а остальные …»…
Ф о м и н. Вот, дорогой, тут и распишись.
П о т а п о в н а (хлопает Фомина по груди). Здеся у него, у Васьки, деньги,здеся они!
М е н д е л ь. Расписаться, говоришь?.. И что я, дорогой человек, девок поимел на моём веку, и что я счастья видел, и дом поставил, и сынов выходил, –цена этому дорогой человек, двенадцать тысяч, а потом крышка – помирай!»
Папаша Мендель оценил дело свой жизни в двенадцать тысяч (ещё тех, дореволюционных) рублей. Это его капитал. В нашем же примере генеральный директор тоже хочет определить капитал своей компании, и с этой целью нанимает квалифицированного аудитора. Аудитор ходит по цехам, заглядывает в складские помещения, просматривает бухгалтерскую отчётность. В результате он составляет документ, в котором все активы обществаучтены и посчитаны постатейно:
АКТИВЫ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА:
Основные средства – 2 600 000 р.
Запасы готовой продукции на складе – 400 000 р.
Сырьё и материалы – 350 000 р.
Расчётный счёт – 70 000 р.
Торговые марки, патенты и ноу-хау – 180 000 р.
Итого: 3 600 000 р.
Есть ещё один документ. В нём указаны источники получения капитала:
ПАССИВЫ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА
Уставный капитал – 1 000 000 р.
Прибыль – 2 000 000 р.
Полученный кредит – 600 000 р.
Итого: 3 600 000 р.
Из второй таблицы видно, что общество получило кредит в размере 600 тысяч рублей.
Придёт время и его надо будет отдавать. Если пренебречь процентами, то получается, что своего капитала у общества:
3 600 000 р. – 600 000 р. = 3 000 000 р.
Эта величина называется количеством чистых активов или балансовой стоимостью корпорации. Если мы разделим её на количество выпущенных акций, то получим балансовую стоимость одной акции:
3 000 000 р. / 1 000 шт. = 3 000 р.
Если читатель запутался в активах и пассивах, то мы поможем ему выпутаться. Мы глубоко не разбираемся в бухучёте. Однако это не мешает нам понимать суть того, что придумал Лука Пачолли. В разделе бухгалтерского баланса, называемой активом, приведена информация о денежной оценке того, чем реально владеет общество. Цифры, которые вы видите в табл. 1 – это и реальные деньги и оценочная стоимость
Активы можно потрогать и пощупать. Их можно также оценить и пересчитать. А вот в табл. 2 вы видите виртуальные цифры. Ни уставный капитал, ни прибыль, ни полученный кредит нельзя потрогать руками. Это условные статьи. Они показывают за счёт чего, и в каком количестве образовались активы.
Однако при подсчёте балансовой стоимости мы из реальных цифр (активов) вычитаем виртуальные цифры (пассивы). Некоторых людей это вводит в заблуждение.
На самом деле нет в мире более простой вещи, чем бухгалтерский учёт.
Приведём самый простой пример. В городе Москве живёт аккуратная и прилежная девочка Катя. Ей 16 лет. Она мечтает в будущем стать финансовым директором крупной фирмы, и поэтому уже сейчас аккуратно записывает в тетрадку данные о своих покупках (вот чего с людьми делает рыночная экономика).
КАТИНЫ АКТИВЫ:
18 октября 2004 г. я купила:
Помада – 1500 р.
Лак для ногтей – 800 р.
Кроссовки – 600 р.
Итого: 2900 р.
У меня осталось до конца месяца 100 р.
КАТИНЫ ПАССИВЫ:
Октябрь 2004 г.:Мои источники дохода:
Я заработала в «Макдональдсе» – 1200 р.
Мне подарила мама – 1800 р.
А Саша в этот месяц мне ничего не подарил.
Давайте посмотрим на первый листок. 18 октября 2004 г. Катя купила помаду за 1 500 р., лак для ногтей за 800 р. и кроссовки за 600 р. После этого у неё осталось 100 р. Это Катины активы. А вот второй листок – это Катины пассивы. Катя пишет, что 1 200 р. она заработала в «Макдональдсе», а 1 800 р. ей подарила мама. Ей звонит мальчик Саша:
– Катя, откуда у тебя новая помада и новые кроссовки?
А Катя отвечает:
– Эти деньги я заработала сама! И ещё немного мне подарила мама! А ты мне в октябре ничего не дарил! Фу! И ещё какие-то претензии предъявляешь!
А сейчас мы приоткроем завесу тайны над бухгалтерской проводкой. Некоторых этот термин повергает в ужас. Но бояться здесь нечего. Представим себе, что мама дала Кате 1 800 р. Чтобы отразить этот факт в отчётности, необходимо сделать проводку. Активы Кати увеличились. Пассивы – тоже. Увеличение активов бухгалтеры называют словом «дебет». А увеличение пассивов – словом «кредит». Значит, наша проводка будет выглядеть следующим образом:
1 800 р. Дебет акт. счёта «Наличные в кармане», кредит пасс. счёта «Подарки от мамы».
Далее. Катя покупает помаду за 1 500 р. В этом случае один актив меняется на другой. Как мы знаем, увеличение активов называется «дебет». А уменьшение активов называется «кредит». Поэтому проводка будет иметь такой вид:
1 500 р. Кредит акт. счёта «Наличные в кармане», дебет акт. счёта «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы».
Вот и всё. Сложно? Нет, просто! – На фондовом рынке многие вещи, которыена первый взгляд кажутся сложными, на самом деле очень просты. С другой стороны, многое из того, что кажется простым, на самом деле сложно.
Константин Царихин