Сергей Моисеев – Трудные роды африканского эко
Введение единой валюты в Европе оказало «демонстрационный эффект» на африканские страны. На «черном» континенте началась волна валютной реинтеграции, и вскоре ожидается появление третьей валютной зоны.
Валютные амбиции
На встрече Экономического сообщества государств Западной Африки, прошедшей в конце 1999 года в Того, правительства договорились об ускорении процесса региональной интеграции. Спустя несколько месяцев пять стран Западной Африки (Гамбия, Гана, Гвинея, Нигерия и Сьерра-Леоне) объявили о начале амбициозного проекта по созданию третьего валютного союза в регионе. Объединение предполагалось назвать Западноафриканская валютная зона (WestAfricanMonetaryZone, WAMZ). К подписанной декларации вскоре присоединилась также Либерия.
Организация WAMZ строится по аналогии с Европейским валютным союзом. В декабре 2000 г. правительства пяти стран учредили Западноафриканский валютный институт (WestAfricanMonetaryInstitute, http://www.wami-imao.org . Новый орган начал функционировать 1 января 2001 г., его штаб-квартира располагается в Аккре, столице Ганы. Институт был создан в соответствии с программой валютного сотрудничества стран Экономического сообщества государств Западной Африки для технической подготовки к введению общей валюты. На встрече в Дакаре в декабре 2001 г. совет министров и управляющих центральных банков WAMZ рекомендовал назвать общую валюту зоны «эко» (есо). Среди альтернативных названий новой валюты значатся «джи-ни» (gini) и «каури» (kauri).
В таблице 1 представлены некоторые социально-экономические характеристики участников WAMZ. Все страны значительно отличаются друг от друга как по доходу на душу населения, так и по размеру территории. Так, Нигерия на фоне Гвинеи и Ганы выглядит гигантской страной, но также и самой бедной.Таблица 1. Общие сведения о странах-членах Западноафриканской валютной зоны
Страна Нигерия Сьерра-Леоне Гвинея Гана Гамбия
Столица Абуджа Фритаун Конакри АккраБанжул
Территория, 923.8 71.7 245.9 238.5 11.3
тыс. кв. км
Население, 115.024.297 7.518 17.8321.141
млн. чел.
Национальная НайраЛеонеГвинейский Седи Дал ас и
валюта франк
Обменный курс $1=101.1 $1=2108 $1=1645 $1=5032 $1=12.35
Naira Leone Francs Guineen Cedis Dalasis
Денежные Central Bank Central Bank of Banque Central Bank Central Bank
власти of Nigeria Sierra Leone Centrale de la Republique de Guinee of Ghana of The Gambia
Официальный Английский Английский Французский Английский Английский
язык
ВНП надушу228 146 576 399 347
населения,$
Доля населения, 60% н.д. 40% 45% н.д.
живущего менее
чем на $1 вдень
Доля населения н.д. н.д. 48% н.д. 77%
со школьным образованием
Чтобы выровнять экономическое развитие членов Сообщества, власти договорились о критериях конвергенции, которые позволят гармонизировать макроэкономическую обстановку в регионе. Требования конвергенции включали в себя четыре пункта:
снижение инфляции до 5% к 2003 г.;
финансирование дефицита государственного бюджета за счет центрального банка не должно превышать 10% налоговых поступлений предыдущего года;
валовые иностранные резервы центрального банка должны покрывать объем шестимесячного импорта;
отношение дефицита госбюджета к ВВП с 2002 г. должно быть ниже 4%.
Контроль за соблюдением критериев возложен на совет, в который вошли министры финансов и главы центральных банков всех пяти стран. Для содействия номинальной конвергенции и стабильности валютных курсов руководство WAMZ решило использовать европейский механизм обменных курсов, согласно которому курсы должны колебаться в диапазоне ±15%. Американская валюта выбрана в качестве якорной по трем причинам: внешний долг стран WAMZ, их экспортные контракты и резервы национальных центральных банков выражены в долларах США.
Когда финансы поют романсы
К сожалению, статистические органы африканских стран работают крайне неудовлетворительно, и мы не имеем своевременной и адекватной картины происходящего в WAMZ. Практически все страны, за исключением Нигерии, еще далеки от поставленных в рамках валютного союза целей. Нигерии удалось выполнить вышеупомянутые нормативы лишь благодаря хорошей конъюнктуре международного нефтяного рынка во второй половине 1990-х годов. Нарушение обязательств можно было предвидеть заранее - слишком мало времени власти отвели на программу конвергенции национальных экономик. Для сравнения, в Европейском валютном союзе конвергенция заняла семь лет (1992-1999 гг.). Реальные сроки конвергенции членов WAMZ отодвигаются на неопределенный период, возможно, до 2010 года.
После завершения первой фазы валютной интеграции права и обязанности по проведению единой денежно-кредитной политики в зоне перейдут к Западноафриканскому центральному банку (WestAfricanCentralBank, WACB). Его первичной целью является поддержание ценовой стабильности в регионе, которая определяется как годовая инфляции ниже 5%. Национальным центральным банкам на правах отделений WACB отойдут обязанности по реализации единой денежно-кредитной политики на внутреннем рынке.
Ключевой проблемой валютной интеграции является слабая налогово-бюджетная политика стран Африки. Практически все страны имеют хронически высокий бюджетный дефицит. Разрыв между доходами и расходами правительства в 10% уже стал нормой для региона. Сохранение столь высокого дефицита будет провоцировать развал еще не возникшего валютного союза из-за неравномерного распределения издержек бюджетного финансирования среди членов зоны. Отсутствие внутреннего рынка долговых обязательств, а также чрезмерный внешний долг не оставляют, по сути, никакой нормальной возможности финансировать дефицит бюджета африканских стран.
Часть бюджетного дефицита покрывается за счет иностранной финансовой помощи в форме фантов от развитых западных государств. Величина зарубежных фантов в ряде стран достигает 10% ВВП. Оставшаяся часть бюджетного дефицита покрывается за счет денежной эмиссии. Попытки развитых сфан через МВФ и Всемирный банк навязать более жесткую дисциплину бюджета или списать часть внешнего долга не привели к кардинальному решению проблемы. Образование Сообщества может послужить хорошим внешним ограничителем слабой налогово-бюджетной политики. Однако без сторонней помощи валютный проект вряд ли имеет высокие шансы на успех. Решить проблему бюджетной дисциплины можно путем реализации комплекса мер: стимулирование развития внутреннего рынка долговых обязательств, введение законодательных ограничений на размер дефицита бюджета и государственного долга, а также учреждение института зарубежного гаранта, которым на добровольных началах могут быть Европейский центральный банк или Банк Англии.
Оптимальность Сообщества
Теоретически проект WAMZ мог бы стать демонстрационной моделью валютной интеграции на африканском континенте и подать пример региональной конвергенции. Создание Западноафриканской валютной зоны окажет заметное влияние на развитие региона. Население пяти стран достигает 150 млн. человек, что составляет 21.8% населения к югу от Сахары. Объединение увеличило бы население общей валютной зоны до 220 млн. человек, а совокупный ВВП до $74 млрд. (23-6% ВВП региона южнее пустыни).
Определить, что перевешивает - недостатки или преимущества участия в валютном союзе, можно с помощью критериев теории оптимальных валютных зон. Рассмотрим перспективу создания WAMZ и валютного союза, исходя из критериев оптимальности объединения.
• Внешнеторговые отношения. На внутрирегиональную торговлю во всех странах приходится крайне незначительная доля внешнеторгового оборота. Как правило, она не превышает 9% экспорта и 11% импорта (табл. 2). Понятно, что это без учета черных рынков и челночной торговли. Большая часть внешней торговли приходится на Еврозону. Следовательно, создание Западноафриканской валютной зоны будет субоптимальным решением. Конечная цель интеграции - образование единого валютного пространства с привязкой к евро -является конечным решением для региона.Таблица 2. Внешнеторговые связи экономического сообщества государств Западной Африки
Внешнеторговые связи Доля экспорта, % Доля импорта, %
Торговые связи Экономического сообщества государств Западной Африки
Внутрирегиональная торговля Сообщества 8.4 13.1
Торговля с ЕС 42.3 43.3
Торговля с другими странами 49.3 43.6
Торговые связи Западноафриканского экономического и валютного союза
Внутрирегиональная торговля Союза 7.3 11.2
Торговля с ЕС 29.9 40.3
Торговля с другими странами 58.2 42.3
Торговые связи Западноафриканской валютной зоны
Внутризональная торговля1.5 3.2
Торговля с ЕС 56.4 46.7
Торговля с другими странами 39.1 45.1
• Асимметрия макроэкономических шоков. Производственные структуры сильно различаются от страны к стране. Особенно это заметно по агропромышленному сектору: доля сельского хозяйства в ВВП колеблется от 54% (Гвинея-Биссау) до 8% (Кабо-Верде). Большое значение стандартного отклонения в структуре ВВП по секторам экономики свидетельствует об асимметричном воздействии макроэкономических шоков на две валютные зоны. Условия внешней торговли (соотношение экспортных и импортных цен) также сильно варьируются. Особенно амплитуда их колебаний велика в Нигерии, являющейся самым крупным нефтяным экспортером в Африке. Различное влияние шоков внешней торговли на страны Сообщества объясняется их неодинаковой экспортно-сырьевой специализацией. Гвинея на международный рынок поставляет бокситы, Сенегал и Того - фосфаты, Нигер - уран и т.д. Нигерия, Гвинея, Нигер и Гвинея-Биссау полностью зависят от экспортных поставок своего ключевого товара, доля внешнеторгового дохода от которого достигает более 50%. Таким образом, объединение крайне неоднородно, и в случае масштабного кризиса членам Сообщества будет выгодно его покинуть.
• Мобильность трудовых ресурсов. К сожалению, достоверные сведения о мобильности трудовых ресурсов в Африке отсутствуют, и мы можем судить о миграции населения только по косвенным оценкам. Согласно данным Всемирного банка, в странах Сообщества гражданство получило большое количество иностранцев. В Кот д'Ивуаре доля резидентов-иностранцев достигает 26%, в Гамбии - 14%, в Гвинее - 8%. Таким образом, Экономическое сообщество государств Западной Африки характеризуется значительной мобильностью главного фактора производства - труда, что будет способствовать быстрой адаптации к новым макроэкономическим условиям. Высокая мобильность трудовых ресурсов стала возможной после отмены визового режима. Хотя визовые требования отсутствуют в крупнейших мировых валютных зонах (США и Европа), миграция населения в развивающихся странах гораздо выше.
• Фискальный федерализм. Издержки растущей безработицы в случае макроэкономического дисбаланса в объединении могут быть покрыты за счет бюджетных трансфертов от других членов валютной зоны. Кстати, отсутствие фискального федерализма в Евро-зоне рассматривается как один из потенциальных источников нестабильности ЕС. В декабре 2001 г. на встрече глав государств и правительств WAMZ было решено создать своеобразный «фонд солидарности». Фонд стабилизации и сотрудничества Западноафриканской валютной зоны начал действовать 1 марта 2002 г., его уставный капитал достигает $100 млн. Целью его деятельности является создание общего пула финансовых ресурсов членов WAMZ и обеспечение помощи в макроэкономической адаптации в случае непредвиденных шоков. Африканский банк развития (AfricanDevelopmentBank, ADB) назначен внешним управляющим финансовыми активами Фонда. Хотя еще не ясно, как на практике будет функционировать Фонд, но можно предположить, что операции его будут иметь асимметричный характер. Главная причина - превалирующий размер экономики Нигерии по отношению к другим членам зоны. Срок полномочий Фонда охватывает период конвергенции национальных экономик. С началом операций Западноафриканского Центробанка Фонд может быть преобразован в агентство или банк развития, задачей которого станет обеспечение финансовой помощи членам WAMZ.
Как можно заключить из этих критериев оптимальности, WAMZ в перспективе может стать устойчивым валютным союзом. Несмотря на асимметричное воздействие макроэкономических шоков, валютной стабильности будет способствовать высокая мобильность трудовых ресурсов и фискальный федерализм. В то же время интеграция в рамках Западноафриканской валютной зоны не является оптимальным решением для стран региона. Ее создание может быть только промежуточным этапом слияния двух крупнейших объединений региона - Экономического сообщества государств Западной Африки и зоны франка CFA. Валютный союз обоих объединений будет полностью ориентирован на зону евро, и, как следствие, обменный курс к единой европейской валюте станет фиксированным.
Будущее не за горами
Каково будущее валютной системы африканских стран? Если объединение окажется успешным, то под влияние зоны евро попадет 42.4% территориальных образований Африки. Вряд ли на «черном» континенте когда-либо появится в наличном обращении европейская валюта, однако в макроэкономическом плане Старый Свет и бывшие колонии окажутся в общей валютной зоне. Вне зоны евро останутся валютный союз Южной Африки; несколько стран, фиксирующих обменные курсы к доллару США или валютной корзине; и еще 20 государств, отпустивших свои валюты в управляемое плавание.
Страны Средиземноморья (Марокко, Алжир, Тунис, Ливия и Египет) имеют тесные экономико-политические связи с Европейским Союзом. Если их правительства примут решение перейти от управляемого плавания к фиксации курсов национальных валют к евро, то проект общеафриканской валютной зоны вполне может воплотиться в жизнь.
В рамках Организации африканского единства уже существует проект единого валютного союза всего континента. Тогда во всей Африке будет эмитироваться новая валюта под названием «афро» (afro). Вполне возможно, что это произойдет через 25 лет.