Западноевропейская цивилизация – это цивилизация ссудного процента
В основание экономической и финансовой системы Западной Европы была положена идея о том, что временный отказ от денег должен компенсироваться увеличением их суммы. То есть, мы получаем формулу, которая, подобно Эйнштейновской «E = mc2» и Марксовой «Д – Т – Д», по идее, должна занять почётное место в ряду других великих формул. Вот она:
Время – деньги.
Но это утверждение – полный абсурд. Время и деньги различаются друг с другом субстанционально (за спиной у авторов возникает тень старика Канта). Время и деньги – абсолютно разные вещи. Достаточно их приравнять, как всё потом пойдёт наперекосяк. Девушка спрашивает своего молодого человека: милый, когда ты приедешь? – Через двадцать долларов, дорогая, ты же знаешь, что время – деньги. Так вот, в Западной Европе, тем не менее, время приравняли к деньгам, и получилось вот что.
Допустим, я даю деньги в долг на год. Под какой процент? Да под какой угодно! Карл Маркс в своё время писал, что норма ссудного процента связана с общей рентабельностью производства. Но в истории человечества было много случаев, когда эта самая норма очень сильно отрывалась от рентабельности. За примерами далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить 1993-94 годы, когда рентабельность на многих производствах была отрицательная, а огромное количество фирм типа «Чары» и «Тибета» привлекали деньги под четыреста, или, скажем, под восемьсот процентов годовых. Вот и получается, что норма ссудного процента оказывается величиной очень и очень скользкой. Недаром у мусульман запрещено давать деньги в долг. Как нам кажется, тут дело в том, что пророк Мухаммед (или его последователи) интуитивно почувствовали тут какой-то подвох. Евреи наоборот, никогда не чурались ссудного процента, всегда считали его своим, и с успехом использовали. Так или иначе, мы также должны его учесть.
А теперь перейдём к конкретным вычислениям. Директор горнорудного комбината не получает сейчас 10 000 марок. Он получит эту сумму через три месяца. А вдруг и у него тоже проблемы, а вдруг, и ему тоже нужны деньги? Значит, он вынужден идти в банк и закладывать вексель. Банкир даст ему деньги, но возьмёт за это процент. Представим себе, что уровень ссудного процента равен 4% годовых. В одном году двенадцать месяцев. Три месяца – это одна четвёртая часть года. Следовательно, за этот срок банкир потребует 1%. Таким образом, взяв сегодня 10 000 марок взаймы, директор горнорудного комбината вынужден будет отдать через три месяца 10 100 марок. Поэтому он скажет своему коллеге-металлургу: выписывайте мне вексель, но на сумму, не меньшую, чем 10 100 марок! – Совершенно очевидно, что принимать вексель на меньшую сумму невыгодно. Очевидно также, что в реальности вексель будет выписан на несколько большую сумму. Почему? Дело в риске. Каждый раз, принимая вексель, потенциальный векселедержатель сталкивается с риском неполучения (или частичного получения) вексельной суммы. Если вексель выписывает надёжное и солидное предприятие, то риск низок и вексельная сумма увеличится ненамного. В противном случае риск высок и вексельная сумма увеличится на значительную величину. Но на какую? Вот тут то и начинается самое интересное. Конкретная сумма оговаривается контрагентами. Не существует никаких математических или иных методов определения надлежащей компенсации за риск, кроме некоторых, когда, страховые компании ведут статистику наступления страховых случаев.
Вернёмся к нашему примеру. Пусть директор металлургического завода и директор горнорудного комбината сойдутся на сумме в 10 200 марок. 100 дополнительных марок – это надбавка за риск. Но мы можем поставить вопрос по-иному. Представим себе, что у вас есть вексель на 50 000 марок. До его погашения остался один месяц. Норма депозитного процента 12% годовых. По какой цене вы бы согласились его продать? Надо сказать, что в таких ситуациях проявляется талант финансиста. Талантливый финансист может продать сомнительный вексель задорого, а купить надёжный задёшево. Посредственный финансист наоборот, возьмёт задорого рискованную бумагу и расстанется с надёжной по неоправданно низкой цепе. В нашем примере расчёты будут следующими. В одном году двенадцать месяцев. Следовательно, на один месяц приходится 1%. В итоге получаем:
50 000 / 1,01 = 49 504.95 марок.
В чём смысл этой величины? Рассмотрим ситуацию с позиции потенциального векселедержателя. Покупать этот вексель дороже 49 504.95 марок
смысла нет – лучше положить деньги в банк. А вот купить дешевле смысл есть. А конкретная цена сделки будет зависеть от того, как договорятся между собой покупатель и продавец. Если продавцу будут очень сильно нужны деньги, то он, наверное, согласиться сделать скидку. Если нет – то он будет торговаться. Кстати говоря, скидка от вексельной (и от иной) суммы называется «дисконт». Когда кто-то продаёт и покупает ценную бумагу со скидкой, финансисты называют это «сделкой с дисконтом».
А сейчас, уважаемый читатель, мы познакомим вас с одним приёмом, которым пользуются профессионалы. Допустим, вы принесли в банк вексель и хотите его продать, а банкир хочет его купить или, как говорят финансисты, учесть. Внутренне он уже согласен вступить в сделку. Однако вам он станет доказывать, что этот вексель ненадёжен. Он это будет делать для того, чтобы сбить цену. И вы, скорее всего, пойдёте у него на поводу. Почему? Да потому, что вы очень сильно хотите получить деньги. И в этом ваша беда. А профессионалы это очень тонко чувствуют. Хороший банкир – это, прежде всего, хороший психолог. Изюминка этой ситуации заключается в том, что …
Настоящий профессионал никогда не станет покупать сомнительную бумагу даже по очень низкой цене.
Зачем она ему нужна? Он может вообще не получить по ней денег. Вспоминается анекдот про женщину, у которой спросили, какова вероятность того, что, выйдя на улицу, она встретит динозавра. Пятьдесят на пятьдесят, – ответила женщина, – либо встречу, либо нет. На фондовом рынке во многих случаях мы наблюдаем тоже самое. По векселю можно либо получить деньги, либо нет. Если профессионал согласен у вас его купить, то он уверен, что получит деньги. А если так, то торгуйтесь!
В случае если потенциальный векселедержатель всё же сомневается в способности векселедателя погасить вексель, то договаривающиеся стороны могут обратиться за помощью к третьей стороне, например, к коммерческому банку, где находится расчётный счёт векселедателя, с просьбой выступить гарантом по вексельным платежам в обмен на некоторый незначительный процент от вексельной суммы. Если банк согласен, то он проставляет на векселе аваль – гарантийную надпись в установленной форме. При прочих равных условиях у авалированного векселя больше шансов быть проданным, чем у неавалированного.
Задача : Торговец «А» приобрёл по 900 р. вексель номиналом 1 000 р. за два месяца до погашения. По какой цене этот вексель должен приобрести торговец «Б» за месяц до погашения, чтобы эффективность операций и «А», и «Б» с этим векселем была одинаковой?
Решение. Очевидный ответ – 950 р. к сожалению, неправилен. Прибыль «А» от операции будет равна
950 р. – 900 р. = 50 р.
Относительная величина прибыли равна:
50 р. / 900 р. * 100% = 5,56%.
Прибыль «Б» также равна
50 р.: 1 000 р. – 950 р. = 50 р.
Но относительная величина прибыли равна:
50 р. / 950 р. * 100% = 5,26%.
Для правильного решения составим уравнение. Пусть X р. – это паритетная цена, при которой эффективность операций и «А» и «Б» одинакова. Тогда имеем:
X – 900 1 000 – X
------------ = ---------------
900 X
Выполняя нехитрые математические преобразования, получаем:
X2 = 900 * 1 000
Откуда
X = 948,68 р.
Это число является среднегеометрическим от 900 и 1 000.
Нетрудно проверить, что при такой цене, отличающейся от простого среднеарифметического 950 р., относительная величина прибыли и «А», и «Б» будет одинаковой – это примерно 5,41%, то есть среднее между 5,21% и 5,56%.
Данная задача интересна тем, что для её решения необходимо увидеть необычное в обычном. Условие простое, но оно таит в себе скрытый подвох. В это связи будет полезно также рассмотреть ещё одну задачу, которая, правда, напрямую не связана с рынком ценных бумаг, но, тем не менее, очень полезна для развития мышления.
Мотоциклист проехал из города «M» в город «N» со скоростью 60 км/ч, а обратно – со скоростью 40 км/ч. Нам надо определить среднюю скорость движения мотоциклиста на всём протяжении пути. Самый первый ответ, который приходит в голову – 50 км/ч, к сожалению, неправилен. Представим себе, что между городами «M» и «N» 240 км. Тогда дорогу туда мотоциклист преодолеет за 4 часа, а обратно – за 6 часов. Итого он затратит 10 часов. Суммарное же расстояние будет равно 480 км. Следовательно, средняя скорость движения будет равна:
480 км / 10 часов = 48 км/ч.
Полученная величина называется средней гармонической.
Её можно вычислить по формуле:
2
Vср = ---------------
1 + 1
--- ---
V1 V2
где
Vср – средняя скорость движения;
V1 – скорость движения туда;
V2 – скорость движения обратно
Константин Царихин