Александр Косов Америка и другие.
Сравнивая ценности
Как видно из таблицы 1, список американских ценностей резко контрастирует с ценностями англичан и французов. Только индивидуализм и мессианизм присущи европейцам в равной степени с американцами. Остальные характеристики отличают американцев от основной массы европейцев.
Таблица 1. Ценности американской и европейских культур
АмериканцыАнгличане Французы
Индивидуализм Консерватизм Логика
Неприятие аристократии Стремление поддержать неудачника Мессианизм
Мессианизм ЮморЛюбопытство
Готовность рисковать Компромисс Нелюбовь к компромиссам
Оптимизм Сдержанность Индивидуализм
Этика успехаДипломатичность, тактичность Эгоизм
Прагматизм Мессианизм Цинизм
ДемократизмКлассовость Чувство интеллектуального превосходства
Стремление много и быстро работать Изобретательность Храбрость и уверенность в своих силах
Недипломатичность Любовь к дебатам Сообразительность
Но и ценности двух европейских стран отличаются не в меньшей степени: из десяти позиций только одна оказалось общей для англичан и французов.
Различия в ценностях приводят к различиям в социальной и деловой сферах. Посмотрим, как сравниваемые культуры отличаются по их отношению к работе и отдыху, общению, пунктуальности и разговорчивости (схема 1).
Англия и Франция занимают соседние места на шкалах, в то время как США отстоят от них на определенном расстоянии. Но все же у нас нет оснований утверждать, что существуют большие различия между Соединенными Штатами, с одной стороны, и Англией и Францией, с другой, в отношении анализируемых параметров.
Будут ли различия больше, если мы сравним поведение представителей этих культур в профессиональной деятельности?
Специалисты подсчитали, что 80% рабочего времени менеджера занимает общение. Зная особенности делового общения в различных культурах, можно повысить эффективность коммуникации и добиться лучшего результата. Способы и приемы общения бывают разные, но формы общения, как правило, одинаковы: деловые встречи, переговоры, отдача распоряжений, выслушивание сообщений и отчетов и т.д.
Деловая встреча
Если встреча носит характер деловых переговоров, то важно знать, как расставлены приоритеты в разных странах (табл. 2, 3). Таблица 2. Начало деловой встречи
США Формальное представление. Чашка кофе. Рассаживание. Начало.
Великобритания Формальное представление. Чашка чая с печеньем. Непринужденная десятиминутная беседа. Как бы случайное начало.
Франция Формальное представление. Непринужденная беседа около четверти часа. Начало.
Таблица 3. Приоритеты сравниваемых культур на переговорах
США Быстрая прибыль от сделки
Великобритания Подготовка почвы для долговременного сотрудничества
Франция Доказательство верности своей позиции за счет логической аргументации
Не менее важно для процесса коммуникации умение слушать собеседника (табл. 4). Выступающему с сообщением нужно знать эти особенности, чтобы иметь возможность держать внимание аудитории.Таблица 4. Кто как слушает/
США Их интересуют технические детали и выгодность сделки. Они не любят длинные и пространные речи. Немного юмора и эмоций в речи докладчика помогут привлечь их внимание/
Великобритания Англичане приучены к дебатам, поэтому слушают внимательно, чтобы подготовить конструктивный ответ. Обычно они не перебивают говорящего, но иногда позволяют себе замечания или вопросы к докладчику. Обратная связь хорошая.
Франция Французы, являясь прекрасными ораторами, не проявляют качеств хороших слушателей. Возможно, уверенность в собственном интеллектуальном превосходстве не позволяет им поверить, что им сообщат что-то новое. С ними лучше говорить кратко и логично излагать мысли
Различия в ценностях не могут не сказаться на лидерстве и на управлении персоналом (табл. 5).Таблица 5. Лидерство.
США Стиль лидерства американцев живой и энергичный. Старшие менеджеры постоянно побуждают к действию младших, при этом поощряя индивидуализм и инициативу. Однако творчество американского менеджера жестко ограничено корпоративными рамками. Американские управленцы очень мобильны. За ошибки и пассивность работников увольняют без сожаления.
Великобритания Англичане руководят ненавязчиво, как бы наблюдая со стороны за работой подчиненных, но при этом они постоянно сохраняют контакт с менеджерами и в нужный момент проявляют решительность. Сохраняющаяся классовость общества заставляет их держать некоторую дистанцию власти.
Франция Французские топ-менеджеры хорошо обучены, харизматичны и авторитарны. Они соблюдают строгую иерархию в руководстве, и хотя часто консультируются с менеджерами среднего звена, решения принимают самостоятельно, а их приказы всегда направлены сверху вниз.
Можно сравнить и другие параметры, но и из приведенного материала следует вывод о том, что в профессиональной сфере отличия между американцами, с одной стороны, и двумя европейскими странами, с другой, не больше, чем отличия между англичанами и французами.
Они нечувствительны к чужим ценностям
Почему же все-таки во многих странах к американцам относятся негативно, а к немцам, англичанам или французам нет? Какое поведение вызывает раздражение у европейцев? Ответ на этот вопрос можно найти в таблице достоинств и недостатков менеджеров, составленной Ричардом Льюисом (табл. 6).Таблица 6. Достоинства и недостатки менеджеров.
Национальность Достоинства Недостатки
Американцы
Энергичны
Ориентированы на результат
Оптимистичны Нечувствительны к ценностям других народов
Англичане Дипломатичны
Рассудительны Плохо владеют иностранными языками
консервативны
Французы Умеют красноречиво и логично общаться Стараются победить в споре больше, чем добиться правды
«Нечувствительность к ценностям других народов», как мягко выразился Льюис, пожалуй, главная причина отрицательного отношения к американцам. Исторически так сложилось, что США были организованы выходцами из Центральной Европы. Но эти переселенцы обладали такими качествами характера, как смелость, решительность, готовность идти на риск и, конечно же, огромной работоспособностью.
В каждой нации есть такие группы людей, но они не многочисленны. И именно представители таких групп населения из европейских стран собрались вместе в Северной Америке и смогли сделать свою новую родину самой мощной державой. В общем, эти парни заслуживают уважения за трудолюбие, целеустремленность и решительность.
Но ведь мы часто судим о людях по их отношению к нам, и пренебрежительное или поучительное отношение со стороны других автоматически вызывает у нас неприязнь. Особенно чувствительны к такому поведению небольшие страны, которых обижает нежелание американцев учитывать их традиции и ценности. Одна шведка с возмущением говорила о том, что американцы даже не знают, что Стокгольм - столица Швеции.
Поведение американцев понятно, они действуют с позиции силы, поскольку добились больших успехов в экономическом развитии страны, и потому считают, что их модель самая прогрессивная. Остальной мир, если он хочет жить хорошо, должен учиться у них и не делать того, что помешает США достижению «американской мечты».
Кто сделает первый шаг навстречу?
Такое поведение опасно не только для других стран, но и для самих американцев. Я имею в виду не только события 11 сентября, но и возможные последствия экономического характера. Дело в том, что монополия всегда приводит к ухудшению качества. А пренебрежение достижениями других как раз и ведет монополию к застою.
Чтобы избежать этого, следует научиться понимать позицию других, знать их ценности, учитывать особенности поведения, перейти от поучений к равноправному сотрудничеству. Это касается не только американцев, но и европейцев, которым тоже нужно понимать, почему их заокеанские коллеги ведут себя таким образом.
Если мы хотим сотрудничать, а не соперничать, то нужно помнить, что дорога к взаимопониманию - это дорога с двусторонним движением. Научиться этому очень сложно, поскольку люди должны преодолеть психологический барьер, сформированный в сознании многовековыми традициями.
Американцам преодолеть такой барьер гораздо сложнее, чем европейцам. Американцы делают деньги, и им некогда думать, что о них думают другие. Поэтому давайте попытаемся сделать первый шаг мы, жители Старого Света.
В арсенале кросс-культурных исследований есть прием, позволяющий развить толерантность к чужой культуре, находя положительное в том, что, на первый взгляд, вызывает негативное отношение. Мы как бы надеваем очки чужой культуры и смотрим на мир через них (табл. 7).Таблица 7. Американцы чужими и своими глазами.
Какими их видят. В действительности
Они мало знают о других странах и культурах, не интересуются ими Цель их жизни – повысить материальное благосостояние. Это занимает практически все их время, поэтому им некогда изучать других народов.
Им свойственно мессианство. Это верно. Но во многом данная черта присуща всем крупным европейским странам, которые хотят расширить свое влияние на международной арене.
Американцы слишком торопятся и не умеют наслаждаться жизнью. Даже едят они на скорую руку. Фаст фуд – их изобретение. Да, американский темп жизни отличается от темпа жизни других стран. Они стремятся заработать как можно больше в молодости, чтобы отдохнуть в старости. Но их трудолюбие достойно уважения.
Жажда заработать делает американцев чрезмерно прагматичными. Они слишком много внимания уделяют материальным ценностям и пренебрегают духовными. Американцы не скрывают своего пргматизма и жесткого подхода к бизнесу, но они не уклоняются от взятых на себя обязательств и, как правило, выполняют их.
Они слишком прямолинейны и любят оказывать давление на партнера. Это так, но они не скрывают своих намерений и готовы к открытой борьбе.
При заключении сделки они ориентируются только на собственный выигрыш. Сделка всегда должны приносить выгоду ее участникам. Американцы считают, что каждый должен заботиться о своих инетерсах.
Американцы считают, что все хорошее производиться только у них, и их образ жизни самый лучший. Это приводит к тому, что они учат других, как надо жить.Их энергичность и трудолюбие привели к тому, что они стали самой богатой страной, поэтому у американцев есть основания считать их образ жизни самым правильным. Поучая других, американцы считают, что хотят им добра, передавая свой опыт.
Этот прием позволяет в значительной степени нейтрализовать негативное отношение к чужой культуре, чтобы затем перейти к выработке алгоритма поведения с позиции толерантности.