Александр Брюзгин Особенности медвежьей охоты.
Все подчиняется единым природным законам, и за подъемом неминуемо следует спад. Чтобы удержаться на фондовом рынке в период <непогоды>, нужны отменная выдержка, огромное терпение и четкая тактика действий.
Что такое хорошо, и что такое плохо
Как всегда, начнем с определений. Итак, что такое медвежий рынок? Казалось бы, с технической точки зрения, никакого существенного различия между обоими <звериными> рынками нет: если все основные тренды идут вниз — это медвежий рынок, а если вверх — бычий.
Но психологически эти два рынка <ощущаются> совершенно по-разному. Существует общее мнение, чувство, восприятие, что бычий рынок <хороший>, а медвежий — <плохой>. И это, конечно, справедливо для большинства инвесторов. Если у вас открыта длинная позиция и начинается медвежий рынок, вы постепенно потеряете часть или даже весь свой капитал, вложенный в ценные бумаги, — тогда как на бычьем рынке он только рос бы. Общее мнение выразил один рыночный гуру, который сказал, что бычьи рынки — <правильные>, а медвежьи — <неправильные>. Бычьи рынки приветствуются, медвежьи — нет. CNBC как-то устроила специальную передачу, посвященную преодолению индексом NASDAQ отметки 4000 вверх. А когда тот же индекс опустился на 4000 вниз, никакой особой реакции не последовало.
Даже государство временами вмешивается в рынок, пытаясь удержать его от медвежьего состояния (остановки торгов по некоторым бумагам или даже целым рынкам, запрет на открытие коротких позиций по дешевым акциям и т.д.).
На мой взгляд, здесь все дело в устойчивой вере, что рынки <должны> расти. Поэтому, когда рынки идут вниз, появляется и крепнет убеждение: что-то не так. И хотя трейдеру в общем-то все равно, на каком движении зарабатывать, вера в естественный рост рынков присутствует у большинства трейдеров. Отсюда хорошо известные в среде американских трейдеров проблемы с открытием коротких позиций, покупкой пут-опционов и т.д. Интересно: убеждение в естественном росте рынков столь неискоренимо, что, когда рынки идут и идут вниз, большинство игроков упорно рассматривает это как возможность обогатиться на ожидаемом когда-нибудь росте, а не на уже идущем падении. Используются примерно следующие аргументы: <Даже после краха 1987 г. быки вернули все свои убытки и заработали огромные деньги, ведь за несколько лет DowJones вырос более чем на 500%>. Подобные истории только способствуют укреплению веры в естественность движения вверх. Поэтому сегодня многие рыночные гуру, подобно Э. Дж. Коэн (A. J. Cohen), вообще не видят признаков медвежьего рынка, а только некоторых <медвежьих коррекций>. Следует, однако, отметить, что в истории индекса DowJones были очень длинные периоды, больше поколения, когда рынки совсем не шли вверх.
Теперь посмотрим на разницу между бычьим и медвежьим рынками с позиции трейдера. Главный признак медвежьего рынка — отсутствие резкого изменения цен. Медвежий рынок в целом отличают более <приглушенные> эмоции, отсутствие мощных резких движений и нарастающая стагнация. Быстрые нервные движения и реакции как вверх, так и вниз — яркие проявления бычьего рынка. А у медведей все происходит относительно медленно и спокойно.
В этом-то спокойствии и заключается одна из трудностей торговли на медвежьем рынке. Трейдеры, воспитанные и обученные на сильных движениях, умеющие использовать <момент>, очень часто теряются в условиях постоянно медленного движения. Им не хватает ориентиров, сигналов и зачастую просто соответствующей атмосферы кипучей жизнедеятельности, которая складывается на бычьем рынке, независимо от его сиюминутного направления.
Медвежий рынок и дэйтрейдинг
Что касается дэйтрейдинга, то никто не знает, что трейдеры будут делать в условиях реального медвежьего рынка, — ведь его время для них просто еще не пришло. Но кое-что мы все-таки можем сказать заранее. Во-первых, сама профессия дэйтрейдера, ее широкое распространение стали возможны только благодаря волатильности сегодняшнего бычьего рынка. А одной из главных особенностей истинного медвежьего рынка является почти полное отсутствие волатильности. Вместо нее мы имеем постепенное <вымывание> цены. Трейдерам хорошо знакомо понятие <мертвая зона>. Это период времени где-то между 12 и 14 часами, когда на рынке резко падает волатильность — многие трейдеры уходят обедать, крупные игроки берут паузу. Все знают, как трудно торговать в этот промежуток, когда почти каждое движение является или ложным, или короткоживущим и слабым по амплитуде. А теперь представьте недели и месяцы такого рынка… И при этом никаких резких провалов цены. Поэтому трейдеру и на понижение играть не с руки — уж слишком медленно все движется.
При таком положении дел неудивительно, что истинный медвежий рынок является очень <депрессивным>. А когда трейдеры испытывают депрессию — они делают ошибки.
Еще несколько особенностей дэйтрейдинга на медвежьем рынке. В условиях медленного и неуклонного падения стоимости ценных бумаг инвесторов охватывает пессимизм, и они начинают уходить с фондового рынка. Это настроение передается всем финансовым институтам — главным игрокам на рынке. Институты перестают поддерживать ценные бумаги. У ценных бумаг больше не существует уровней поддержки. А без уровней поддержки трейдеру крайне трудно. Ведь традиционная психология твердит ему: <Эта бумага падает. Сейчас она нащупает <дно> и нужно будет ее покупать>. А на самом деле бумага медленно скользит вниз, нигде не задерживаясь достаточно долго.
В результате трейдер прекращает попытки купить внизу и решает открыть короткую позицию. Но его традиционная психология опять мешает ему, говоря: <Короткую позицию надо открывать на подъеме, когда становится ясной невозможность быков переломить понижающий тренд>.
А бумага все скользит вниз, и никаких подъемов, даже самых незначительных, не наблюдается. При этом бумага в течение очень длительного времени может оставаться на уровне своих исторических минимумов. В таких условиях далеко не у всякого трейдера хватит смелости открыть короткую позицию. А ведь нужно еще и огромное терпение, чтобы дождаться мало-мальски приемлемой прибыли. Кроме уровней поддержки, начнут исчезать или терять свою силу многие технические индикаторы, которыми привыкли пользоваться дэйтрейдеры. Так, индикаторы перекупленности/перепроданности (разнообразные стохастики, %R и прочие) будут большую часть времени находиться в областях своих крайних значений, только сбивая с толку. На первый план выходят индикаторы, связанные с волатильностью, поскольку инвесторы будут постоянно обшаривать рынок, выискивая инструменты хоть с каким-нибудь движением.
Некоторые стратегии медвежьего рынка
Из вышесказанного можно смело делать вывод о том, что рынок, который мы сейчас имеем (и который справедливо ругаем за отсутствие четкого тренда, хаотичность и пассивность), — это еще цветочки. А ягодки ждут нас после наступления настоящего медвежьего рынка. Тогда, по самым скромным подсчетам, рынок недосчитается от 50 до 75% активных трейдеров.
И если вы не хотите попасть в это число, следует заранее подготовиться, тем более что и сейчас мы часто оказываемся в рынке, весьма смахивающем на медвежий. Итак, что может предпринять трейдер, чтобы выжить на медвежьем рынке?
1. Научиться торговать на рынках, которые не связаны с низкой волатильностью рынка акций. К таковым, например, относится рынок фьючерсов. По мере того, как падает привлекательность рынка акций для спекулянтов, они начинают переводить свои активы на рынок фьючерсов. Тот, естественно, становится более волатильным и потенциально прибыльным. И при этом может сосуществовать рядом с практически неподвижным рынком акций. Это очень хорошо можно наблюдать, сравнивая, например, поведение фьючерса NASDAQ 100 и акции SunMicrosystems (SUNW) (рис. 1). Обратите внимание на то, что волатильность фьючерса практически всегда выше волатильности акции.
Рис. 1. Дневные графики E-miniNASDAQ 100 и SunMicrosystems.
2. Научиться торговать опционами. На медвежьем рынке опционы привлекательны прежде всего потому, что становятся гораздо более предсказуемыми — ведь их базовые инструменты меняются плавно и медленно. Вдобавок торговля опционами позволяет использовать более длинные временные интервалы и, таким образом, аккумулировать большую прибыль. Нужно заметить, очень многие трейдеры избегают опционов, считая их слишком сложными, <математическими>. Во многом это справедливо, поскольку опционы часто используются портфельными инвесторами для хеджирования своих позиций в ценных бумагах. Но мне кажется, приход дэйтрейдеров на рынок опционов будет сложным не только для них. Ведь они наверняка изменят само поведение рынка опционов и быстро научатся использовать ошибки и неповоротливость портфельных инвесторов. Вполне возможно, что здесь повторится история- трейдеров, которые извлекали прибыль в прямом смысле <из карманов> крупных брокеров.
3. Изменить временной интервал своей торговли. На медвежьем рынке скальперам делать нечего. Если раньше они легко могли выдавать по 50 сделок в день, то здесь у них ничего не выйдет. Неудивительно: при таком темпе торговли операция длится в среднем порядка 1-2 минут. А за это время медвежий рынок и не пошевелится. Поэтому нужно будет переходить к меньшему числу сделок, стараясь взять в каждой по максимуму.
В подобной ситуации чрезвычайно возрастает цена ошибки, ведь благоприятных возможностей для купли/продажи будет совсем не много. Нужно научиться со снайперской точностью входить в рынок в оптимальный момент с оптимальным размером позиции. Иными словами, медвежий рынок потребует более умелых, более профессиональных трейдеров. Кроме того, им понадобятся приемы портфельных инвесторов. Из-за низкой волатильности трейдеры будут спекулировать гораздо большими размерами лотов, чем сейчас. И им придется научиться не только молниеносно выставлять ордер по самой выгодной цене, но и терпеливо накапливать выигрышную позицию, используя малейшие откаты и отходы цены в течение дня.
Итак, для медвежьего рынка нужны стратегии, которые подвергают временной эрозии цен как можно меньший капитал и при этом поддерживают высокий потенциал доходности. Добавьте к ним психологическую устойчивость, готовность терпеливо выжидать свой шанс и еще более терпеливо дожидаться прибыли — и вам не страшен даже медвежий рынок.