Основные мотивы философии хозяйства в платонизме и раннем христианстве. Понимание в христианстве вопроса о собственности

Опубликовано: 17 Ноябрь 2014

Основные мотивы философии хозяйства в платонизме и раннем христианстве. Понимание в христианстве вопроса о собственности

...Известно, что в первохристианской письменности, а равно и у таких отцов церкви, как святые Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский имеются чрезвычайно резкие осуждения частной собственности, которые для современного уха звучат социалистически (как и понимаются они социалистами, напр., Каутским). Также понимается обычно и то общение имуществ, которое установилось в жизни апостольской общины в Иерусалиме, описанной в Деяниях Апостольских (гл. 4, 32). Однако при ближайшем рассмотрении можно видеть, что вся энергия этих осуждений относится не столько к собственности, сколько к собственникам, в которых клеймится эгоизм и черствость при пользовании собственностью. От собственника требуется известное поведение - именно исполненная доброжелательства помощь бедным и вообще полезное и разумное пользование богатством, причем высшим достижением будет полный отказ от собственности во имя освобождения от хозяйства. Однако, как бы ни были резки и радикальны эти критические нападки, они совершенно лишены того социалистического смысла, который в них вкладывается.

Ибо и общая собственность, о которой говорит социализм, видя в ней достойную стремлений цель и ценность, связывая с ней надежду на счастье и облагораживание человечества, должна была бы представиться для аскетического миропонимания совершенно таким же соблазном, как и собственность частная. Пусть она будет свободна от тех злоупотреблений, какие связаны именно с частною собственностью, но, делаясь самодовлеющей нормой жизни, она представляет, конечно, такие же путы для духа, плен души, как и частная собственность. Иначе говоря, плен души у богатства и у собственности - одинаково личной или общественной - равно предосудителен и опасен, и социализм в такой же мере требует аскетического регулирования жизни, как и частная собственность, ибо вне этого и он превращается в служение мамоне. Поэтому вопрос о формах собственности для христианства превращается в вопрос чистой целесообразности, по нс имеет в себе того принципиального острия, какое содержит он для социализма. Христианство столь же мало связано с хозяйственным индивидуализмом, как и социализмом, и одинаково как к тому, так и Другому обращается с тем же призывом и предостережением: не погружаться в хозяйство до конца, не давать овладеть собою его инстинктам, но по возможности и живя в хозяйстве осуществлять свою свободу от богатства, подчинять его религиозно-этическим нормам. Одним словом, христианству в вопросах хозяйства и социализма принадлежит лишь аскетический обертон, религиозно-этический мотив самообуздания и служения ближнему, а не то или иное суждение, касающееся хозяйственного факта, где царит необходимость со своею целесообразностью. И поэтому все разговоры о "христианском социализме", как единственно нормальной форме христианства в вопросах -хозяйства, основаны на недоразумении: утверждать общую собственность как именно христианскую форму собственности - значило бы овеществлять христианство, связывая его с частными формами экономической целесообразности: христианство проповедует свободу от собственности и попускает последнюю лишь при условии этического регулирования пользования ею. И между идеалом Франциска Ассизского и социализмом столь же мало общего, как между коммунистическими мечтаниями какого-нибудь Беллами и аскетическими заданиями, которые ставил себе в пору своего влияния Джироламо Савонарола, подобно Платону, стремившийся сделать государство принудительным монастырем для воспитания нравов.

Подобным же образом обстоит дело и с вопросом о проценте на капитал, который отцы церкви, быть может, и не без влияния Аристотеля, считали предосудительным и наложили печать этого воззрения па экономическую психологию целого тысячелетия (в западной церкви это отрицание процента получило канонический, чуть ли не догматический характер). Однако и в этом осуждении процента менее всего следует видеть социалистическую с ним непримиримость, как с формой эксплуатации или ограбления. Социалистическое отрицание "прибавочной ценности" утверждается или на зависти неимущих к имущим, эксплуатируемых к "эксплуататорам", или на утверждении "права на продукт труда" как исключительную собственность, т. е. представляет собой притязание собственников, утесненных в осуществлении своей собственности. Совершенно иной, не социалистический мотив руководит отцами церкви в осуждении процента: если откинуть аргумент, заимствованный у Аристотеля, что "деньги не могут родить деньги", то останется лишь обличение жадности, бесчеловечия, своекорыстия ростовщиков, т. е. опять-таки морально-аскетическое суждение, которому придана экономическая форма, соответствующая обстоятельствам и времени. Но принципиально здесь нет ничего невозможного для того, чтобы переменить это непримиримое отношение к проценту на более терпимое и снисходительное, раз было бы доказано, что вред от него превышается полезными его сторонами. Иначе говоря, и здесь мы имеем суждение фактическое, а не принципиальное.

Таково же было отношение раннего христианства к рабству, которое оно имело пред собой. И здесь также, вместо принципиального осуждения и отвержения рабства которых естественно было бы ожидать по соображениям как принципиальным, так и практическим (ибо среди христиан было много рабов), христианство вступает на путь религиозно-этического регулирования отношений господ и рабов. Оно указывает им их взаимные обязанности, при исполнении которых рабство теряет непримиримый с христианством характер - отрицания личности раба, а становится одним из видов организации труда. Поэтому и здесь христианство не провозглашает социального "демократизма или политического равноправия, - фактического суждения оно не превращает в принципиальное, но указует религиозно-аскетические нормы, одинаково обязательные для всех, в каком бы звании каждый ни находился. Как говорит блаж. Августин5, "этот небесный град (т. е. церковь) пока находится в земном странствовании, призывает граждан из всех народов и набирает странствующее общество во всех языках, не придавая значения тому, что есть различного в правах, законах и учреждениях, которыми мир земной устанавливается или поддерживается; ничего из последнего не отменяя и не разрушая, а напротив, сохраняя и соблюдая все, что хотя у разных народов и различно, но направляется к одной и той же цели земного мира, если только не препятствует религии, которая учит почитанию единого высочайшего и истинного Бога. Пользуется таким образом и град небесный в этом земном странствовании своем миром земным, и в предметах, относящихся к смертной человеческой природе, насколько то совместимо с благочестием и религией, сохраняет и поддерживает единство образа человеческих мыслей и желаний, и направляет этот земной мир к небесному миру". "Итак, всякого рода пользование вещами временными важно для приобретения земного мира в граде земном, а в граде небесном важно для приобретения мира вечного... порядок же (человеческого мира) заключается, во-первых, в том, чтобы никому не вредить, а во-вторых, в том, чтобы приносить пользу, кому можно. Итак, прежде всего ему предстоят работы о своих домашних: они ближе и доступнее других его советам и попечениям в силу порядка природы, в силу порядка самого общения человеческого. Почему апостол говорит: "Аще же кто о своих, паче же о домашних не промышляет, веры отвергая есть, и неверного горший есть" (I Тим. V, 8). Отсюда возникает мир домашний, т. е. упорядоченное согласие относительно управления и повиновения сожительствующих. Управляют те, которые заботятся, как муж - женой, родители - детьми, господа - рабами. Повинуются же те, о которых заботятся, как жены - мужьям, дети - родителям, рабы - господам. Но в доме праведного, живущего верою и находящегося еще в странническом удалении от того небесного града, и управляющие служат тем, кем, по-видимому, управляют. Ибо управляют они не из желания господствовать, а по обязанности заботиться и не из гордого сознания своего начальственного положения, а из сострадательной предусмотрительности.

Итак, если христианство во внемирном или замирном своем устремлении сверхкультурно, сверхисторично и сверххозяйственно, то в своем историческом лике оно дает идеал аскетической культуры и, в частности, аскетического хозяйства. Жизнь человеческая представляет собой непрестанное противоборство добра и зла, почему всякая человеческая деятельность должна стоять под религиозно-этическим контролем и отмечена дуализмом, причем этот дуализм все более обнажается с историческим развитием. Существует - по изображению блаж. Августина, получившее всемирную известность как классическое выражение христианской философии истории, - два града. Божеский и человеческий. Однако, "когда человек живет по человеку, а не по Богу, он подобен дьяволу" (Кн. 14, гл. IV), следовательно, второй град есть дьявольский. "Когда человек живет по себе самом, т. е. по человеку, а не по Богу, он, несомненно, живет по лжи. Это не потому, чтобы сам человек был ложь: виновник и Творец его есть Бог, который ни в каком случае не есть виновник и творец лжи; а потому, что человек сотворен правым под тем условием, чтобы жил он не по себе самому, а по Тому, кем сотворен, т. е. исполнял более Его волю, чем свою собственную. Жить же не так, как жить он сотворен, и есть ложь" (там же). "Не добро, оставив доброго Создателя, жить по доброму созданию: станет ли кто жить по плоти, или по душе, или по всему человеку" (Кн. 14, гл. V). "Итак, сказанное нами, что образовалось два различных и противоположных между собою града потому, что одни стали жить по плоти, а другие по духу, может быть выражено и так, что образовались два града потому, что одни живут по человеку, а другие по Богу" (гл. IV). "Итак, два града созданы двумя родами любви, - земной любовью к себе, доведенною до презрения к самому себе. Первый затем полагает славу свою в самом себе, последний в Господе. Ибо тот ищет славу от людей, а для этого величайшая слана - Бог, свидетель совести... Над тем господствует похоть господствования, управляющая и правителями ею и подчиненными ему народами, - в этом по любви служат взаимно друг другу и предстоятели, руководя, и подчиненные, повинуясь. Тот в своих великих людях любит собственную силу, а этот говорит своему Богу: Возлюблю тя, Господи, крепосте моя... (Пс. XVII, 2). Поэтому в том граде мудрые его, живя по человеку, добивались благ тела или души своей, или от того и другой вместе" (Кн. 14, гл. 28).

Заключение

...Новейший экономизм, с его представлением о homooiconomicus, единственный мотив которого есть стремление к богатству, сопровождаемом ростом потребностей, представляет собой, конечно, полное отрицание того мировоззрения, для которого хозяйственная деятельность человека ни в коем случае не имеет самостоятельного, самодовлеющего значения, но должна быть регулируема высшими, свехэкономическими мотивами. Самодовлеющий экономизм и экономическая аскеза как одно из проявлений общей духовной борьбы человека - такова эта антитеза, существующая между платонизмом и христианством с одной стороны и ново-европеизмом - с другой: господством экономических инстинктов и верой в их полную законность и даже единственность определяется его экономическая мораль. Новейший экономизм духовно загородился в так называемом гуманизме который, хотя и явился как бы возрождением классической древности, и, в частности, ознаменовался восстановлением в своих правах Платона отличаясь даже особенным пред ним преклонением (основание платоновской академии во Флоренции), однако, но всему духу своему был чужд самому существенному в платонизме, именно тому, что сближает его с христианством, - его аскетической антропологии. Весь гуманизм был проникнут антихристианским, а вместе и антиплатоническим отрицанием аскетизма и стремлением поставить взамен его культ "естественного" человека, освободив его от всяких уз идеала и предоставив его инстинкту и неизбежно проистекавшему отсюда культу сил;-;. понимаемой в стихийном, натуралистическом смысле. Если на своей вершине этот масштаб жизни имеет титанизм - одинаково в пороке или творчестве ~ Александра Борджиа или Леонардо да Винчи, то на низах своих он переходит в мелкий мещанский эгоизм, беззастенчивый и наивный. Из последнего родился и новоевропейский homooiconomicus в таком его виде, как он был зарисован политическою экономией, примерно, Давида Рикардо или представителей манчестерской школы.

Политическая экономия с ее миросозерцанием не сразу родилась из гуманизма, прошло приблизительно два столетия влияния гуманистических идей, "века просветительства", когда из учений о "естественном человеке" определенно отдифференцировалась политическая экономия физиократов и А.Смита, постепенно ставшая на свои собственные йоги и даже позабывшая о своей духовной колыбели. Беспредельный эгоизм, гедонизм и сенсуализм образовали как бы саму собою разумеющуюся основу экономизма, который и откристаллизовался теоретически в нормативной идее политической экономии - экономическом человеке, практически же в современном предпринимателе, поскольку он воплощает в себе тот же дух. И этот дух одинаково царит и среди "буржуазных" экономистов, и в новейшем социализме, представляющем собою лишь разновидность экономического гедонизма и оставляющем совершенно незатронутой эту духовную его основу. Новейший социализм совершенно в таком же смысле, как и экономизм, представляет собой духовное порождение гуманизма с его оптимизмом. Источник же этого оптимизма заключается в особом понимании человеческой природы, для которого человек есть механизм - все равно материальный или психологический, и достаточно поставить его в соответствующую внешнюю среду, правильно его завести, и он станет работать безукоризненно; средством же для этого является социально-экономическая реформа в духе социализма. Проблема зла вообще, в частности, социального, превращается в проблему надлежащего устройства социального механизма. О человеке в современном экономизме утверждается сразу и слишком много, и слишком мало, дается оценка и преувеличенная, и преуменьшенная. С одной стороны, он считается правым и не подлежащим никакому высшему суду в своей экономической деятельности, но с другой - он нередко приравнивается к автоматическому механизму, чуждому свободы и творчества. Во всяком случае, одно отсутствует а современном экономизме бесповоротно: это - чувство греха и трагедия греховности, поврежденности мира и человека при создании высшей природы последнего. Натурализм, лежащий в основе экономизма п свое общее выражение получающий в разных формах: бентамизма, дарвинизма, экономического материализма, философского материализма и подобных, вселяя в человека правый или неправый (об этом можно разно думать) мир, мирит человека с собой, в противоположность тому состоянию непрерывного противоборства, которое отличает аскетическое мироощущение в платонизме и христианстве.

...Новая история отмечена победой гуманистически-натуралистического духа, им помазана новоевропейская цивилизация. Он казался настолько торжествующим, что даже представлялось странным и неуместным поднимать вопрос о его судьбе, - настолько его победа казалась прочной и окончательной, причем будущее сулило ему новые и, по-видимому, непреоборимые успехи. Но так только казалось тем, кто в упоении от успехов новоевропейской цивилизации не умел или не хотел видеть зловещих ее провалов. Ныне, в огне европейской войны, творится всемирно-исторический суд над новоевропейской цивилизацией с ее гуманизмом и экономизмом

ПРИЕЧАНИЯ

Василий Великий (Василий Кесарийский, ок. 330-379) - греческий церковный мыслитель. Соч. Творения св. отцов. Т. 5-11. М., 1843-1915. Григорий Богослов (Григорий Назианзин, ок. 330-ок. 390) - греческий церковный философ, писатель. Соч. Творения Т. 1-6. М., 1844-1868. Иоанн Златоуст (ок. 347-407) - мыслитель восточно-христианской церкви, писатель, проповедник. Амвросий Медиоланский (340-ок. 397) - епископ Милана (Медиолана), средневековый философ и богослов, учредитель котолической литургии. См. о нем: Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979. С. 178-181.

Франциск Ассизский (1182-1226) - основатель ордена странствующих монахов, отрицатель церковной и личной собственности. Соч. Цветочки. М., 1913. СМ. О нем.: Честертон Г. К. Вечный человек. М., 1991. С. 14-92.

Беллами Эдуард (1850-1898) - американский писатель, журналист, общественный деятель. Известен социально-утопическим романом, название которого по-русски звучало по-разному: <В 2000 году>, 1889; <Будущий век>, 1899; <Золотой век>, 1905. См. о нм: Янжул И. В поисках лучшего будущего. 2-е изд. СПб., 1908; Лейтес А. Путешествие в будущее/Интернациональная литература, 1938, N 7. О романе Беллами Н. Федоров написал трактат-рецензию (Федоров Н. Ф. Соч. М., 1982. С. 614-620).

Савонароло Джироламо (1415-1498) - итальянский религиозный реформатор и проповедник. Пропагандист обета монастырской нищеты. Отлучен от церкви в 1497, осужден и казнен инквизицией. См. о нем: Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.С. 567-581.

Августин Аврелий (354-430) - один из отцов церкви, христианский теолог, писатель, автор первой европейской <исповеди>.

Развернутую критику классического ренессансного гуманизма читатель найдет во многих произведениях философского возрождения XX века. Булгаков писал на эту тему в ранних работах (<Религия человекобожия у Фейербаха>, 1905; <Человекобог и человекозверь, 1912; <Русская трагедия, 1914) и позже (О Богочеловечестве. Ч III. Невеста Агнца. Париж, 1945. С. 353)

восстановление в своих правах Платона... - не исключено, что эта реплика обращена к Флоренскому как автору опубликованной в 1909 году статьи "Общечеловеческие корни идеализма" (Богословский вестник, N 2. С. 284-297; N 3. С. 409-423). Статья начинается апологией Платона и его академических заслуг в истории греческой образованности.

Рикардо Давид (1772-1823) - английский экономист, сторонник трудовой теории стоимости.

манчестерская школа - группа сторонников политико-экономической системы, основанной на принципе взаимопомощи.

физиократы - французские экономисты второй половины XVIII века, признававшие землю и земледелие единственным источником богатства, а земледельческий труд - единственно производительным трудом. Глава школы физиократов - Ф. Кенэ.

Смит Адам (1723-1790) - английский философ и экономист. Основной труд - "Исследование о природе и причинах богатства народов", 1776 (рус. изд.: М., 1962).

Булгаков С. Н.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Форекс

Дек 10, 2021

Когда стоит продавать акции?

Многие начинающие инвесторы совершают схожую ошибку –…
Лучший финансовый управляющий 2019 года Алекс Грей
Янв 05, 2021

Человек 2019 года и лучший…

Лучший финансовый управляющий 2019 года Алекс Грей О…
Окт 28, 2020

Выбор выгодного онлайн…

В настоящее время востребованность микрокредитов в Украине…
Апр 12, 2019

НЭС AllChargeBacks.ru: отзывы…

НЭС – независимая экспертная организация, которая работает…
Дек 16, 2018

NordFX предлагает…

Глобальная внебиржевая брокерская компания NordFX…

Аналитика

Июнь 21, 2022

Особенности инвестирования в…

Золото – один из самых надёжных активов. Вкладываться в…
Прогноз потребительских цен
Нояб 20, 2014

Прогноз потребительских цен

Прогноз потребительских цен Темпы роста цен в следующем…
Рекомендация по бумагам Ростелекома — держать- Аналитика фондового рынка
Нояб 16, 2014

Рекомендация по бумагам…

Рекомендация по бумагам Ростелекома — держать Илья Раченков…
Небоскребы провоцируют финансовый кризис
Нояб 16, 2014

Небоскребы провоцируют…

Небоскребы провоцируют финансовый кризис Аналитики…
Фондовый рынок.Погода на рынке
Нояб 10, 2014

Фондовый рынок. Погода на…

Погода на рынке: Банкам Испании может потребоваться до 62…