Сочетание регулирования отечественного рынка Форекс в форме лицензирования и грамотной саморегулирования может считаться как наилучшая в нынешней ситуации, что нашло подтверждение и в практике различных государств, говорит председатель Ассоциации УЦРФИН Александр Сахаренко.
Запуск механизма, который скомбинирует регулирование и саморегулирование отрасли, а также присутствие обязательного к выполнению Кодекса стандартов и норм будет, по мнению г-н Сахаренко, очень результативным методом защиты пользователей Форекс-компаний, а кроме того интересов участников рынка, которые имеют проблемы с репутационными и материальными потерями по причине наплыва мошенников и финансовых пирамид. Кроме того, на данный момент Форекс-бизнес на территории Украины не регулируется, что продвигает серьезные риски для пользователей и рынка в общем, в первую очередь, это относится к отсутствию каких-нибудь ограничений для работы мошенников и подобных структур.
Среди основных причин, почему регулирование внебиржевого рынка в Украине проходит столь медленными темпами, г-н Сахаренко выделяет, что спецификой Украины в данном вопросе является сравнительно небольшой захват рынка в вопросах масштаба задач, которые производят ключевые регуляторы в валютной отрасли – Национальный банк Украины и Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. Интенсивное регулирование рынка станет, таким образом, только отвлекать чрезмерно серьезные ресурсы, требовать довольно узкой компетенции, что не обязательно входит в круг интересов регуляторов.
По мнению УЦРФИН, наиболее эффективной моделью регулирования рынка Форекс можно считать тандем СРО и мегарегулятора. На внебиржевом рынке можно использовать т.н. «жесткий» либо «заградительний» тип саморегулирования, который уже имеет опыт работы на фондовом рынке, при котором участие в СРО является обязательным пунктом работы в сфере. То бишь без принятия участия в СРО, или при выходе из СРО допуск к работе на рынок полностью закрыт, невзирая на присутствие лицензии, полученной от регулятора.
Такая модель, при полном обеспечения равноправия все заинтересованных лиц и прозрачности решений в пределах СРО, может быть довольно продуктивным инструментом самоконтроля рынка и перекрытого допуска туда компаний, чья работа имеет признаки недобросовестной. К тому же, СРО должна обладать довольно сильными, однако прозрачными механизмы контроля за работой участников в пределах собственной компетенции и воздействия на них. Это производится, к тому же и путем лицензирования СРО регулятором и надзором за проводимой деятельностью с другой стороны.